«Запомнить текст? Легко!» - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

«Запомнить текст? Легко!»

Опубликовано Мухамбетова Наталья Витальевна вход Педагогам · 8/12/2016 09:38:27
Tags: Мухамбетова

ХОД мастер-класса
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (3 мин.)

Вступительное слово педагога.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня для вас работает мастер-класс, в ходе которого Вы узнаете, что такое мнемотехника и  мнемотаблицы. Вы увидите, что это эффективное средство развития памяти и связной речи ребенка. И наверняка сможете придумать, как еще применить мнемотехнику для себя лично и главное – для развития Вашего ребенка.
Мнемотехника – это методы и приёмы, которые облегчают  запоминание любой информации. Для этого используют мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это наглядная схема, в которую заложена определенная информация, переданная с помощью рисунков.
Детям 4-5 лет очень интересно работать с мнемотаблицами. Они любят разглядывать рисунки, рисовать сами и при этом запоминать тексты, стихотворения.
Секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Суть этого метода тоже проста. Он реализуется поэтапно. Сначала каждое слово текста «зашифровывается» в виде изображения (картинки). Так кодируется весь текст. Получается цепочка изображений. При этом «работает» слуховая и зрительная память. Поэтому запоминание усиливается. После этого уже совсем легко по памяти, используя графические изображения мнемотаблицы, воспроизвести весь текст.
А теперь давайте посмотрим, как мнемотаблицы используются в работе с детьми нашей группы.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП  (22 мин.)
1. Фрагмент ННОД «Составление рассказов о временах года с помощью мнемотехники». Тема: Осень
Использовать видеофрагмент:
Мнемотаблица «Осень»



Рассказ педагога: Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он поле¬тел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

- Как видите, запомнить текст – легко, если есть мнемотаблица.
- Посмотрите на мнемотаблицы, которые мы используем в детском саду для работы с детьми средней группы.
Педагог обращает внимание родителей на выставку мнемотаблиц, изготовленных педагогом.

2. Самостоятельная работа родителей по составлению мнемотаблицы.
Педагог: А теперь, уважаемые родители, попробуйте сами составить мнемотаблицу. Вы убедитесь, что это легко и просто, а еще и увлекательно.
Перед Вами листы бумаги для мнемотаблицы и карандаши. Я буду читать стихотворение Н. Нищевой «Елочка», а вы рисовать каждое слово в отдельном прямоугольнике таблицы.
Педагог читает стихотворение 2 раза. Сначала все целиком, потом – медленно, давая время родителям сделать рисунок.
Н. Нищева «Ёлочка»
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
После окончания работы родители показывают свои мнемотаблицы. Педагог просит 2-3 родителей повторить стихотворение по мнемотаблице.
Пример:



3. Работа с загадкой.
Педагог: Ребенок может сам нарисовать мнемотаблицу к простому тексту. Вот, например, Катя нарисовала такую мнемотаблицу к загадке о весне (показывает мнемотаблицу родителям и читает загадку).
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.



Педагог: посмотрите, какие мнемотаблицы делают дети.
Обращает внимание родителей на выставку мнемотаблиц, сделанных детьми средней группы.
4. Проблемная ситуация.
Педагог: Не все умеют рисовать. Задает проблемный вопрос: Как же поступить, если вам трудно рисовать картинки для мнемотаблицы?
Выслушивает ответы родителей и обобщает: можно вырезать картинки из журналов и наклеивать их. Можно посмотреть в Интернете.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (5 мин.)
1. Подведение итогов.
Заключительное слово педагога.
Опыт показывает, что дети очень увлеченно работают с мнемотаблицами. Им нравится рассматривать рисунки (рисовать самим), а потом вспоминать текст. Это такая игра. И как в любой игре, ребенок легко запоминает текст. Наглядная схема – это опора для высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и завершить свой рассказ. Процесс заучивания становится интересным и быстрым. Нарисованное изображение запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки.
Задает вопрос: Мы с Вами создавали мнемотаблицы в бумажном варианте. А как еще их можно создать?
Выслушивает ответы родителей и обобщает: можно на компьютере, в виде презентации.
Выдача родителям брошюр «Как использовать мнемотехнику для заучивания текстов» и памяток «Этапы создания мнемотаблицы».
2. Рефлексия  
Педагог задает вопросы, родители отвечают:
- Что важного вы сегодня узнали на мастер-классе?
- Это вам пригодится в работе с ребенком?
3. Обратная связь.
1) диагностика удовлетворенности родителей:
Используется набор цифр от 1 до 5 для каждого родителя (для определения удовлетворенности родителей проведенным мероприятием). Педагог просит родителей выбрать оценку от 1 до 5 баллов и положить эту цифру в коробку. Поясняет: чем ниже балл, тем ниже оценка. Потом педагог суммирует все цифры, положенные родителями в коробку, и делит на число карточек с оценками. Получает средний балл, который свидетельствует об уровне удовлетворенности родителей проведенным мероприятием:
- 3,7-5 балов – высокий уровень
- 2,5- 3,6 баллов – средний уровень
- 2,4 балла и меньше – низкий уровень
2) педагог просит родителей 1 раз в неделю передавать в детский сад мнемотаблицу и текст, который выучил по ней ребенок.



Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню