Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Опубликовано Нигматуллина Сания Хакимчановна вход Педагогам · 25/12/2015 08:22:48
Tags: Нигматуллина

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей
Хорошее начало
половина дела

    Неслучайно утреннему сбору детей в ДОУ уделяется особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает условия для речевого развития, а также формирования хорошего настроения.
    Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
    Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык! Другое дело
сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
    В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения педагог должен использовать разнообразные методы и формы включения всех детей в совместную деятельность. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством развития у детей коммуникативных качеств.
    На практике педагоги отмечают, что детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым дошкольникам трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка с речевыми нарушениями.
    Одной из форм организации образовательного процесса с детьми интегрированной группы, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
    Ни для кого не секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится буквально уговаривать ребенка. Конечно, в такой ситуации активное общение вряд ли возможно. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочтет общение с другими детьми.
    
С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

  • установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

  • развитие самостоятельности, самоорганизации.

    В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
    Утреннее общение для дошкольников
это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
    Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога
это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
    Используя утренний сбор как одну из форм организации образовательного процесса необходимо выделить в нем несколько основных этапов (приветствие, обмен информацией, групповая деятельность, ежедневные новости).
    С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств. Например: «Даша, ты вчера хорошо дежурила по столовой, ты такая трудолюбивая»; «Дима, ты очень смелый и добрый, ты защищаешь слабых»; «Настенька, у тебя сегодня такая красивая прическа».
    Сигналом утреннего сбора может являться колокольчик. Дети усаживаются в круг, взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева, и приветствует: «Доброе утро, Лиза! Я рада, что ты сегодня с нами». Лиза, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.
    Обмен информацией
второй этап утреннего сбора, основной темой которого являются «Добрые дела». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили несколько кормушек и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение.
    Следующий этап утреннего сбора
групповая деятельность. На этом этапе проводится игра «Скажи по-другому». Педагог предлагает детям, например, такие словосочетания: ваза из хрусталя, шляпа из соломы, а дети соответственно отвечают: хрустальная, соломенная и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. На этом же этапе используется еще одна игра «Моя тетушка приехала и привезла мне в подарок…», которая проводится аналогичным образом.
    Ежедневные новости
четвертый этап утреннего сбора настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

  • о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

  • плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.);

  • особом событии - дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.


  Таким образом, утренний сбор
один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Использованные ресурсы:

  • Справочник старшего воспитателя ДО, МЦФЭР ресурсы образования 2012г, №2

  • Статья «Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет». Автор: психолог Никонова Анна Михайловна http://www.b17.ru/article/index_of_emotions1/

  • Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977.

  • Методическая разработка по теме: пальчиковые гимнастики.

  • Лейман Юлия Александровна http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/palchikovye-gimnastikigotovaya-kartoteka

  • Картотека игр по развитию творческого воображения

  • http://dramateshka.ru/index.php/methods/developping-occupations/4248-kartoteka-igr-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya



Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню