Как помочь родителям «трудных детей» - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

Как помочь родителям «трудных детей»

Опубликовано Сластникова Надежда Николаевна вход Родителям · 8/12/2015 14:14:37
Tags: Сластникова

      Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в общении со сверстниками и  взрослыми.   К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребенка, пытаются ругать,  наказывать, тем самым еще больше усугубляя его неуравновешенное состояние.
     Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального «неблагополучия».
1.Неблагоприятная обстановка дома. Дети говорят, что им дома скучно, переживают из-за конфликтов между родителями,  жалуются на то, что его наказывают физически.
2. У детей  с эмоциональными нарушениями практически всегда самооценка противоречива и неустойчива. Аня говорит: «Мама считает, что я и плохая, и хорошая иногда: когда ей помогаю
я хорошая, а когда нет плохая».
3.  У «трудных» детей характерен повышенный уровень тревожности. Педагоги отмечают, что такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, неуверенны в себе.
Для выявления эмоциональных нарушений у дошкольников существуют специальные методы, которые вы можете провести дома.

- Детский рисунок на тему «Моя семья» - для определения характера внутрисемейных взаимоотношений.                                                                                      -   Методика «Лесенка» - для определения самооценки и ожидаемой оценки ребенка от взрослого.  
Рисование на тему «Моя семья»

Ребенку предлагается листок бумаги и цветные карандаши. Взрослый дает следующую инструкцию: «Нарисуй цветными карандашами свою семью, как ты хочешь». После выполнения задания проводится краткая беседа с ребенком: кого он нарисовал, что делают эти люди на рисунке, кого он не нарисовал и почему. Рисунок анализируется по следующим параметрам.  
1. Цветовая характеристика (всего рисунка и каждого персонажа в отдельности). Преобладание ярких светлых тонов говорит о позитивном восприятии данного члена семьи. Темных, мрачных тонов
о негативном.
2.  Пространственное  расположение персонажей (показатель эмоциональной близости). Здесь необходимо рассмотреть, как размещены члены семьи относительно друг друга. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существительными в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости.
3. Состав изображенной семьи. Отсутствие какого-либо члена семьи выражает стремление «избавится» от него в эмоциональном плане. Введение дополнительных членов также свидетельствует о недостаточной удовлетворенности ребенка общением с окружающими его дома людьми.
4.  Величина изображенных персонажей. Если ребенок рисует себя большим, то можно предполагать, что он преувеличивает свою значимость в семье, если же рисует себя слишком маленьким, то это говорит о его неуверенности в себе.
    Для определения самооценке ребенка и ожидания оценки со стороны взрослого используется «Лесенка».    
«Лесенка» состоит из шести ступеней, окрашенных в различные цвета: от темных внизу, «где живут плохие дети», до ярких,  радостных наверху, «где живут самые хорошие дети». Дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эту лесенку. На самой нижней ступени живут очень плохие дети, на второй
чуть получше, но тоже плохие, на третьей неплохие дети, на четвертой хорошие, на пятой -  очень хорошие, а на шестой самые лучшие, самые умные и добрые дети. На какой ступеньке живешь ты? На какую ступеньку тебя поставила бы мама? На какую ступеньку тебя поставил бы воспитатель? Лучший друг? Объясни свои действия».   Полученные результаты позволяют сделать вывод об эмоциональном состоянии ребенка.
   Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот
безусловное принятие ребенка. Безусловно принимать ребенка значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник, а просто так, за то, что он есть. Многие родители считают главным воспитательными средствами наказание и поощрения. А это говорит об « условной любви»: что- то выполнил хороший, чего-то не сделал плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, то есть передача взрослыми своего опыта, знаний, сводиться к какой-то дрессуре.
  Психологами доказано, что любовь, забота, ласка
это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: « Я очень скучала по тебе, пока была на работе», « Я очень люблю играть с тобой» и т.д. Известный семейный психотерапевт В.Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому.
  Удовлетворение потребности в любви и принятии
необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании рисунков     задумаются о взаимоотношениях с ребенком, об атмосфере, которая сложилась в семье.
  До сих пор мы говорили об отношении взрослых к детям. Но настало время задать очень важный вопрос: « Какими же должны быть сами родители, чтобы вырастить спокойного, жизнерадостного, развитого ребенка?» И ответ может быть только один
счастливыми. А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошими дети, - будьте счастливы! Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, способности, привлекайте ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!».



Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню