Проект «Осень в гости к нам пришла» - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

Проект «Осень в гости к нам пришла»

Опубликовано Мухамбетова Наталья Витальевна вход Педагогам · 25/10/2016 10:58:34
Tags: Мухамбетова

Проект «Осень  в гости к нам пришла»
Вид проекта: Информационно - практико - ориентированный;
Группа: Средняя
Возраст: 4-5 лет
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Участники: Дети, воспитатели, родители.

Введение:

    Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.) Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада, так и дома в совместной деятельности детей и родителей.
Новизна проекта: использование игровых технологий  в работе с детьми среднего возраста  по развитию речи.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды  через пополнения мнемотаблиц по  развитию речи, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у детей среднего возраста методом мнемотехники, картотеки мнемотаблиц, представление опыта на уровне ДОУ
Цель:  
создание условий для использования технологии мнемотехники работе с детьми, в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Методы и формы работы:
Практический, наглядный, словесный.
Задачи:
1.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
5. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:
- Мощное развитие визуального мышления.
- Выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации).
- Формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Ожидаемый результат:

- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


Этапы реализации проекта:
1 этап - информационно - аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.
2 этап - проектировочный: составление развивающих игр, дидактического материала и пособий (таблиц) на развитие речи детей методом мнемотехники.
3 этап - владеют навыками развития связной речи по рассказам осени.

Работа с детьми
1.Совместное  изготовление алгоритмов умывания, одевания, сервировки стола;
2.Составление алгоритма по теме:  «Осень»
3.Составление предложений об осени по мнемодорожкам.
4.Рассказывание стихотворений об осени по мнемотаблицам.
5.Заучивание стихотворение «Осень» по мнемотаблицам

Работа с родителями

1.Буклет«Использование приемов мнемотехники по развитии связной речи детей дошкольного возраста»
2.Консультация «Что такое мнемотехника».
3.Привлечение к
созданию картотеки мнемотаблиц   Дидактическая игра: «Четвертый лишний» Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.


Совершенствование предметно-развивающей среды

Дидактическая игра « лото» о временах года и сезонной одежде Формировать знание детей о временах года и сезонной одежде. Формировать умение выполнять действия по заданному признаку Учить сопоставлять виды одежды с временами года. Обогащать словарь детей

Работа с педагогами:
- Консультация «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Вывод:
Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Приложение
Принцип работы с мнемотаблицами:
    Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.
       Далее  необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия, рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него. После того как дети освоят способ символической графической аналогии при запоминании отдельных слов и понятий, можно предложить им «зарисовать» небольшие стихотворения.
    На начальном этапе детям  предлагаются готовые мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем,  целой фразе (строчке) из стихотворения.  Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
    Следующий этап – это самостоятельное составление мнемотаблицы. Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении. Дети  рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок-символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию. Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет. При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
   Заключительный этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на рисунки. Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения.



Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню