Мастер-класс по декоративному рисованию. - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

Мастер-класс по декоративному рисованию.

Опубликовано Гайфуллина Вера Акимовна вход Педагогам · 4/10/2016 10:54:06
Tags: Гайфуллина

Цель: познакомиться с дымковской игрушкой и гжельской росписью, расширяя знания педагогов о народном промысле, прививать любовь к творчеству, развитие коммуникативной культуры.
Задачи:
Активизировать творческое мышление участников мастер - класса.
Развивать умения педагогов импровизировать с элементами дымковской и гжельской росписями.
Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
Оборудование
:
Демонстрационный   материал:  дымковские игрушки, гжельские изделия,  альбомы о  Дымке и Гжели, презентация о промыслах, аудиозапись народной музыки.
Раздаточный  материал:  объемные  дымковские  лошадки, гуашь, кисти, ватные палочки, тычки, вода, салфетки, тарелочки одноразовые,  палитра.

Содержание мастер - класса:

Добрый день. Сегодня  мы поговорим о народных промыслах. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни  были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.
Я предлагаю Вам вспомнить,  какие народные промыслы Вы знаете, для этого я предлагаю Вам загадки. И так, внимание:


Загадки

Рядом разные подружки,                                  
Но похожи друг на дружку.                                 
Все они сидят друг в дружке,                              
А всего одна игрушка.
(матрёшка)                    
                                                                                
Золотым и алым цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это чудо -
( хохлома)

Расписные коньки,
Разноцветные индюки,
Барышни румяные
И гусары бравые -
Играй вдоволь, да
смотри,
Только нас не урони.
(дымковская игрушка)

Распустились синие цветы,
Развернулись синие листочки,
Не в саду, не в лесочке, не в поле.
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небушко ей свою акварель.
Что за роспись? Это  роспись  -
(гжель)


Деятельность участников
Отвечают на вопросы.  Отгадывание загадок.



Основная часть:

В наше время всё реже встречается использование декоративной росписи в быту, поэтому очень важно, чтобы не потерялась та ниточка, которая связывает нас с русской народной культурой.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Автор: А. Фофанов

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку
дымка. Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней
ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке.  От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.  

Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)

И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Автор: П. Синявский

Почему выбрала именно данный вид росписи?
Во-первых, этим видом росписи расписывали игрушки, а игрушка наиболее близка и понятна детям. Игрушка эта одна из самых ярких и праздничных  в сравнении с игрушками других народных промыслов
богородскими, филимоновскими, каргопольскими.
Во- вторых, дымковская роспись является наиболее простой по форме, орнаменту и цветовым сочетаниям.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.
Известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке?
Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Декоративное оформление игрушки построено на геометрическом орнаменте, состоящем из кругов, овалов и комбинаций различных линий
прямых и волнистых, образующих полосы и клетки. (Показ элементов росписи на экране). Педагоги рассматривают образцы дымковской росписи. Обращаю их внимание на цветовое решение и предлагаю назвать цветовую гамму
На занятиях по изобразительной деятельности, при ознакомлении детей с дымковской росписью, дети расписывают силуэты игрушек.
Я предлагаю Вам стать настоящими народными мастерами и сделать сегодня своего дымковского коня.

 И второй промысел, о котором бы мне хотелось рассказать
это Гжель.

Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор

Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие  картины.
Гжельская роспись последнее время становится всё более популярной.
Освоив показанные приёмы, вы сможете оформить собственной росписью панно, тарелку или что-то ещё. Такая вещь может стать прекрасным подарком.
Гжель - древнейший гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот необычайно богат гончарными глинами. Поэтому чуть ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел, издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в дровах недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».
Сегодня Объединение "Гжель"- современное предприятие, в состав которого входят 6 производств  с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. Гжель - это композиция народного искусства и художества. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне.
В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации. Чаще других изображений на гжельских изделиях встречаются мотивы природы: растения, животные, птицы.
В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, муфели, горны, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.
Сейчас же технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) - Сушка - Ручной осмотр - Контроль на трещины - Обжиг (электропечь) - Живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т. ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов!
Первый обжиг проводится при t-900?.
Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.
Изначально, придуманный художником рисунок, в живописном цехе точечками переводят на изделие, которое ставят на крутящуюся турнетку и точными движениями воссоздают узор. Ошибиться нельзя - пористый черепок сразу впитывает краску!
Инструмент живописца
это кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Кобальт - особая керамическая краска - изначально чёрный как сажа и становится ярко-синим только после обжига. Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете,  какое нужно иметь чувство цвета!
Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350?. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

Гжельская роспись делится на три вида.
Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.
Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки - несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок - отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри  волнистых линий, круга на дне тарелки.
Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.
Главный секрет - это мазки.
Азбуку «мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса.


Самостоятельная работа.
Итог.
Поделиться своими впечатлениями. Рассмотреть работы. Порадоваться своим изделиям.



























Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню