Проблемы коммуникативного поведения дошкольников - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

Проблемы коммуникативного поведения дошкольников

Опубликовано Сластникова Надежда Николаевна вход Педагогам · 22/1/2016 14:17:10
Tags: Сластникова

  Приходилось ли вам когда-либо слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается к взрослому, на «ты»,  а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается конфликт между детьми только лишь из-за того, что во время игры не смогли договориться друг с другом?
  В последнее время нас беспокоят следующие факторы:
- многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
- дети все меньше пользуются, словом как средством общения.
- не могут поддержать и развить установившийся контакт.
- не умеют по собственной, инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к  ним обращается кто-либо.

- Не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Формирование коммуникативности
важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отсчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
      Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают  низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с нормальным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.   Нередко приходится слышать жалобы на сложные отношения ребенка - дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом  налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего  она кроется в несформированности его коммуникативной деятельности. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер.  Cовременный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера.

Чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.  
 Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим  параметрам.

Характеристика коммуникативной активности. Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми,, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.
Предпочитаемый адресат общения. Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному, деловому, игровому, познавательному принципу).
Содержание общения. Внимательно наблюдают за содержанием общения ребенка со взрослым (о чем спрашивает, сообщает).  То же и в отношении со сверстником
отражаются ли в общении игровые и личностные отношения.
Степень сформированности «схемы беседы».
Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребенка. какие виды коммуникативных высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.  Надо отметить, что бедность словарного запаса не влияет фатально на качество коммуникативного поведения человека
По результатам наблюдения и анализа коммуникативного поведения по вышеуказанным параметрам воспитатель выделяет детей «группы риска».
     Какие же высказывания относятся к разряду коммуникативных? Основу диалога составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера. К ним относятся вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность, побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.) и сообщения. Особое место занимают вопросы, побуждения и сообщения с отрицанием,  появление которого в речи ребенка на втором году жизни является основой резкого скачка в речи.

При анализе коммуникативного поведения ребенка специально проводят анализ самой структуры общения («схемы беседы»). Коммуникация (беседа) протекает по свойственным ей определенным законам, имеет строгую структуру, является своеобразной процедурой, которая не зависит от того, какими средствами пользуются собеседники для обмена информацией. Суть этой процедуры («схемы» беседы) заключается в следующем:
Установление контакта: инициатор общения (собеседник 1) привлекает внимание другого человека (собеседник 2) взглядом, прикосновением, жестом  или другим сигналом. Благодаря этому устанавливается визуальный контакт, который сохраняется ( у детей
обязательно) на протяжении всего времени общения.
Передача информации: когда инициатор общения убеждается в принятии и готовности «собеседника 2 (С-2)» к общению, он передает тому информацию и обязательно ожидает ответ от С-2.
Прием информации партнером С-2, её обработка и передача ответной информации партнеру С-1 и ожидание  от него ответа.
Завершение беседы. Это происходит по взаимному соглашению или в одностороннем порядке. Прекращается визуальный контакт, прекращается разговор, обмен жестами и другими коммуникативными средствами.
Результаты наблюдения за коммуникативным развитием позволяют выявить его проблемные стороны,  в соответствии с этим  конструировать индивидуальную программу коммуникативного развития, то есть сделать обучение коррекционным.
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления.
Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.
 Таким образом,  содержание специального формирования правильного коммуникативного поведения дошкольников с трудностями в обучении гораздо шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо больший круг проблем от восприятия ребенком себя самого и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными средствами.
Организация такой работы ставит перед педагогами задачи, требующие дополнительной интеграции всего содержания программы. Например, усиления содержательной связи работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, ритмикой, пластикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и пр.

Литература: О.Гаврилушкина «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников»  («Ребенок в детском саду» №1 2003год).
 Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. «Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации»  («Воспитатель ДОУ»  №5 2010год)

Тренинг коммуникативных умений.
(для родителей и детей)
На тренинг приглашаются родители вместе с детьми (5-6 пар).
Продолжительность по времени: 45-50 минут.
"Знакомство"
Цель: сближение участников группы.
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.
"Игра без правил"
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: "Мне нравится, что ты:" и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.
"Зеркало"
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.
Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре - водящий и показывает разные движения, другой - зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.
"Тень"
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности, умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются на пары (родитель и ребенок). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек - путник, другой - его тень путник идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади идет его тень. Тень старается точь-в-точь  скопировать движения путника. Затем меняются ролями.
"Машины"
Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли "машины", родитель - в роли "мойщика машины". В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.
"Только вместе!"
Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество.
Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.
"Сиамские близнецы"
Цель: развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.
Участникам по парам (родитель и ребенок) обматывают предплечья и локти, так чтобы правая рука одного участника оказалась завязана с левой рукой другого участника. Затем им в руки даются два карандаша и просят что-нибудь нарисовать. Рисовать только связанными руками.
Обсуждение всех упражнений.
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что легко было выполнять?
Что сложно?
Что нового вы узнали о друг друге?

















Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню