Создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

Создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Опубликовано Нигматуллина Сания Хакимчановна вход Родителям · 15/1/2016 08:37:50
Tags: Нигматуллина

    Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
    Система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума. Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей,  которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.
    Наличие данных проблем, социально-экономическая и демографическая ситуации подтверждают целесообразность и необходимость проведения работы, связанной с организацией и улучшением положения детей-инвалидов, улучшения их качества жизни.       
    Так педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения етский сад «Ромашка»" в 2011 году открыл группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.   Сделав первый выпуск детей (3 «особых ребенка») нами был проведен комплексный анализ проделанной работы, к тому времени вышли в свет новые законодательные акты, педагогический коллектив решил продолжить работу в данном направлении, но уже открыть  группу полного дня для детей  с особыми потребностями.    

В этом учебном году функционируют:

  • 3 разновозрастные группы в режиме полного дня для детей-инвалидов (15детей)

  • 1 группа для детей с ТНР (16 детей)

  • 1 группа для детей с ЗПР (15 детей)

  • группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов (2ребенка: 1 –ДЦП, 1 – более 2х заболеваний);

  • работа  (обучение) на дому (3 ребенка: 2 - УО, 1 – более 2х заболеваний).

Всего: 69 детей (18,5%).

    
В ДОУ разработаны нормативно – правовые, локальные акты, комплексная программа для детей с ограниченными возможностями «Аленький цветочек». Эта программа была удостоена Гранта губернатора ХМАО-Югры в размере 380 тыс., которые были использованы для улучшения материально-технической базы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель программы - создание условий  для оказания психолого-педагогической помощи детям – инвалидам с разными стартовыми возможностями, формирование у них  предпосылок к учебной деятельности, социальной адаптации, содействие родителям в  организации воспитания и обучения детей.

Задачи программы:
1. Обеспечение первичной адаптации в группе сверстников.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
3. Создание новой образовательной среды с учетом потребностей детей с особыми  образовательными потребностями.
4. Оказание консультативной и методической помощи родителям.
    Программа «Аленький цветочек» рассчитана на детей 5-7 лет, построена в соответствии с современными требованиями к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом нарушений  у детей и их психофизиологических возможностей.
    Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано в первую очередь на социализацию детей, а так же на развитие интеллектуальных (при условии сохранного интеллекта) и личностных качеств детей.

Задачи образовательных областей решаются:

  • на специально организованных формах обучения;

  • в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - и  сследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной, восприятия художественной литературы и фольклора);

  • самостоятельной деятельности детей;

  • организации режимных моментов;

  • взаимодействия с семьями детей


    
Учитывая тот факт, что контингент детей в детском саду представлен различными нарушениями в развитии, различной степенью сохранности интеллекта, мы используем такие направления взаимодействия воспитателей, специалистов и детей, которые, прежде всего, помогают им освоить навыки социального развития и адаптации к окружающему миру. Работая с такими детьми, педагоги широко используют интегрированные занятия. Данные занятия в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы, а самое главное, снимают перенапряжение, перегрузку, эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, творчества, литературы, пластики движения. Непосредственно образовательная деятельность проводится малыми группами по 2-3 ребенка и индивидуально, в игровой форме, длительностью не  более 15 - 20 минут.
    Проведение музыкально-ритмических занятий способствует созданию атмосферы психологической защищенности и доверия ребенка к педагогу, взаимопонимания и взаимодействия, снижению эмоционально-психологического напряжения, формированию положительных эмоций, обеспечению чувства комфортности ребенка, развитию внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии.
    Основной целью сопровождения детей с ОВЗ  учителем – логопедом и педагогом психологом является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.
    Одной из здоровьесберегающих технологий,  активно применяемых  инструктором   по   физической   культуре   в индивидуальной работе для   профилактики   нарушений       и   укрепления   опорно-двигательного аппарата, является фитбол-гимнастика. Занятия   на  фитболах   помогают  детям с    ограниченными  возможностями  заниматься физической культурой, преодолевать затруднения в двигательной активности, пространственной ориентировке, гиподинамию, развивают произвольность движений, формируют двигательную ловкость, координацию, ритмичность движений, снимают двигательную скованность.
    Дети посещают также плавательный бассейн, тренажерный зал.  Целенаправленная работа позволяет  укрепить здоровье ребенка, улучшить функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, предупредить отставания в психомоторном развитии, осознавать активное выполнение ребенком всех видов движений, побуждать   к   проявлению   творчества   в   двигательной   деятельности, воспитывать интерес  к занятиям физкультурой.
    Дошкольники с ОВЗ характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Для них игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно-ролевых играх он охотно берет на себя разные роли, договаривается с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры, но испытывает трудности в подвижных играх.
    Вариативность развивающей среды нашего дошкольного учреждения позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно–педагогических процессов (наличие разнообразных центров детской деятельности, в которых присутствуют разнообразные пособия и игры для различных категорий детей, сенсорная комната, бассейн, изостудия, горница, музыкальный, физкультурный, тренажерный залы, музей боевой славы, фитобар, физиотерапевтический кабинет и др.).
    Система коррекционно-педагогической работы с детьми предусматривает работу и с семьей. Основное содержание работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья - формирование межличностных взаимоотношений между ребёнком и его родителями.
    Успешность развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зависит в первую очередь, от активной позиции родителей, которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений, в становлении его психической деятельности.
    Специалисты детского сада создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка, помогают взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду, выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком, формируют  уверенный и спокойный стиль воспитания. В дошкольном образовательном учреждении функционирует также Консультативный пункт для родителей детей-инвалидов. Педагоги помогают семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка-инвалида. Формируют оптимистические установки в отношении возможностей ребенка,  и обучают доступным приемам коррекционной работы.
    С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам раскрывать потенциальные возможности каждого ребенка. Наши воспитанники активные участники конкурсов, акций, выставок, мероприятий проводимых на муниципальном, региональном и федеральных уровнях. Так воспитанники принимали участие в акции «Шествие Олимпийского огня» – (2013г.), в параде, посвященном  годовщине Победы в Великой Отечественной войне (2015г.). Привлечение детей к участию в общественно-значимых мероприятиях показывает, что активная деятельность делает их более общительными, они откликаются на все важные события в жизни и не только  ДОУ.

    
Нами были разработаны критерии оценки эффективности социализации детей:
1. Наличие желания у детей посещать детский сад.
2. Самостоятельное проявление инициативы общения со сверстниками и взрослыми.
3. Проявление подражательной деятельности.
4. Ориентировка в окружающем пространстве.
5. Привыкание к режиму группы (кормление, прогулки, сон, занятия).
6. Принятие сопровождения со стороны взрослого: слушает, повторяет, позволяет совершать совместные действия.
7. Усвоение знаний, умений и навыков по адаптивной образовательной программе.
8. Положительная динамика психомоторного и сенсорного развития.
9. Возможность перевода в общеобразовательную группу.

    
Таким образом, предлагая различные виды деятельности ребенку с ОВЗ, создавая специальные условия его взаимодействия с окружающим пространством, сверстниками и взрослыми мы способствуем накоплению ребенком тех знаний и умений, которые способствуют его социализации.
    Коллектив детского сада «Ромашка»  вносит свой педагогический вклад в развитие, реабилитацию  и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, мы в постоянном поиске новых форм и методов работы, которые бы отвечали запросам родителей, общества и страны в целом.
    Наверно рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько успешно мы работаем в данном направлении и оправдали ли возложенные на нас задачи. Отзывы родителей, счастливые глаза детей дают нам надежду, что мы движемся в правильном направлении.            

Литература:
1. Журнал «Справочник старшего воспитателя» дошкольного учреждения №3, 2010.
2. Закон «Об образовании в РФ».
3. Методические рекомендации «Готовимся к школе» под редакцией С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич.
4. Указ президента РФ В.В. Путина от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.



Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню