Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе - Блог - Детский сад Ромашка

Перейти к контенту

Главное меню:

Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе

Опубликовано Глотова Алевтина Витальевна вход Родителям · 12/4/2016 11:22:39
Tags: Глотова

    Дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. В настоящее время вопросы воспитания и развития детей привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, ученые, психологи, музыканты – каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребенка.
      Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это прежде всего голос материс убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому.
    Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации.

    
Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации.
    
Между тем, доступность музыки не обуславливает ее художественную ценность. Затруднения, возникающие у детей дошкольного и младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального опыта, несформированностью эмоциональнослуховых представлений и матевации к познанию. Это все равно, что заставлять первоклассника решать задачи по вышей математике. Бывает, что непонимание такого многостороннего и многопланового явления, как музыка, сохраняется на протяжении всей жизни. То ли не повезло с хорошим педагогом, то ли не был сформирован интерес, но все освоение не объятного мира музыки сводится к слушанию магнитофонных кассет с записями последних шлягеров. Происходит объединение художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом. Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремления ребенка, понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно – конкретно отражающие близкую и доступную ему действительность.
    
Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи – все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главную же основу музыкального искусства составляло осмысленное и чувственно – выразительное речь человека.
   Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.
    Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения, вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияет на воспитание художественного вкуса.
    Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке – путь к формированию его нравственности.
    Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движения детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики.
    
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. Непосредственноя тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а следовательно способствует развитию познавательных интересов. В результате систематического обучения у детей развиваются музыкальные творческие способности, совершенствуются певческие и музыкально – ритмические навыки.
    
Для более интенсивного музыкального развития детьей необходимо применять разнообразные виды музыкальной деятельности, использовать различные вспомогательные средства и приемы. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения – активной, целенаправленной деятельности.
    
На музыкальных занятиях детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по своему.
    
Овладение детьми навыками и способами  выполнения заданий того или иного рода освождает их внимание и силы для творческой деятельности. В пении творческие проявления выражаются в воспроизведении голосом услышанных музыкальных звуков, импровизация коротких попевок и мелодий. В игре на музыкальных инструментах продуктивное творчество проявляется в сочинении детьми несложных жанрово – определенных мелодий. Проявление творческих способностей наблюдается в процессе музыкально – ритмической деятельности: при выполнении образных упражнений, инсценировании сюжетов песен под пение педагога; исполнение танцев, сочинение плясок – импровизаций; инсценирование не сюжетных и сюжетных игр и этюдов. Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.
    
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, мелодии «пронизывают» его на сквозь. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
    Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а в последствии других народов мира.
    Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, ансамблевое исполнительство на народных и специально изготовленных экспериментально инструментах, создание детьми оранжеровок и оригинальных произведений для народных инструментов, поиск новых красок и их сочетание в звучании инструментов во время активного музицирования, изготовление детьми стандартных инструментов – все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обуславливают его результативность.



Комментариев нет

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню